За последние два года профсоюзы обратились к омбудсмену с рядом жалоб на антипрофсоюзную деятельность работодателей, которая выражалась в различных действиях разных работодателей во время коллективных трудовых споров. Например, отдельные случаи неприятия профсоюза выглядели так:
1. Параллельно с медиацией коллективного трудового спора и акциями протеста Центр по координации чрезвычайных ситуаций и экстренной помощи в одностороннем порядке и игнорируя требования работников (врачей скорой помощи и водителей) внес изменение в подзаконных актах относительно ставки оплаты сверхурочной работы, которая, среди прочего, была предметом переговоров; По истечении срока медиации центр провел встречу с работниками, не проинформировав профсоюз и всех работников по тем же вопросам, которые были предметом медиации; Центр оказывал давление на рабочих, чтобы они вышли из профсоюза, и запланированная забастовка не должна была быть крупномасштабной. При всем этом центр пренебрег принципами социального партнерства и диалога; Кроме того, в центре отказали в смене одному из самых активных членов профсоюза Нугзару Немсицверидзе для участия в запланированной профсоюзом акции протеста, тогда как смена смены является общепринятой практикой в центре.
2. ООО «Evolution Georgia” на протяжении долгого времени отказывалось сотрудничать с профсоюзомагропромышленности и торговли и «ЕВО-Союз»; ООО «Evolution Georgia” откладывал встречу; Активным членам профсоюза в сервисной группе было запрещено публиковать статусы, связанные с профсоюзом; На обращение профсоюза о проблемах на производстве компания ответила просьбой опровергнуть клевету; выразил ироничное и унизительное отношение к профсоюзу; подал необоснованную жалобу в полицию; создал враждебную рабочую обстановку для членов профсоюза на рабочем месте; В ответ на критический репортаж, транслировавшийся по телевидению, в социальных сетях были распространены оскорбительные комментарии в адрес председателя профсоюза и активных членов профсоюза, в том числе один из лиц, занимающих руководящую должность ООО «Evolution Georgia”, распространил дезинформацию о председатель профсоюза в целях его дискредитации и другое лицо, занимающее руководящую должность, члену профкома запретили словесное общение с ним; Со стороны лиц, занимающих руководящие должности, продолжают звучать в устной форме насмешливые замечания в адрес работников, являющихся членами профсоюза; ООО «Evolution Georgia” не разрешает работнику, являющемуся членом профсоюза, присутствовать на индивидуальной встрече с работодателем в качестве члена профсоюзного комитета в качестве законного представителя работника; У членов профсоюза сложилось впечатление, что работодатель имеет над ними особый контроль.
3. ООО «Минеральные Воды Саирме» не выплатило компенсацию работникам профсоюза агропромышленности и торговли, участвовавшим в продолжающихся посредничестве и забастовке за улучшение условий труда, что поставило их в тяжелое социальное положение в связи с их банковскими обязательствами. Таким же методом было оказано давление на бастующих сотрудников ООО «Идеес Боржоми Джорджия» в 2022 году. В ходе процесса медиации ООО «Минеральные Воды Саирме» наложило дисциплинарная ответственность на некоторых сотрудников; Работодатель с опозданием отреагировал на обращение профсоюза о проведении переговоров перед забастовкой, в котором указывалось на нечестную задержку собрания, а позже в качестве обязательного условия участия в переговорах заявил, что собрание должно быть проведено без председателя профсоюза; Компания публично заявила позицию, что председатель профсоюза агропромышленности и торговли пытается защитить не интересы сотрудников, а свои собственные интересы, при этом сотрудники подтвердили омбудсмену, что они имеют возможность пользоваться такой основные трудовые права, такие как: отпуск, больничный лист через профсоюз и т. д., они хотели участвовать в переговорах как представители профсоюза, поскольку не имели знаний в юридических вопросах и не доверяли работодателю; Чтобы остановить забастовку, работодатель также опубликовал вакансии на рабочих местах бастующих.
Омбудсмен учел опыт профсоюзов, что «работодатель имеет недопустимость по отношению к профсоюзу, поскольку считает, что между ним и работником вмешивается третье лицо и упускается возможность единолично принимать решения. Именно поэтому работодатель упорно старается не укреплять профсоюз. Усиление в первую очередь проявляется в увеличении числа членов. Именно поэтому работодатель уделяет особое внимание действиям, которые отобьют желание присоединиться. Чем меньше членов в профсоюзе, тем менее подотчетным он становится перед работодателем».
Исходя из описанных обстоятельств, Омбудсмен считает, что развернувшиеся события наглядно подчеркивают проблемы, с которыми сталкивается профсоюз при защите трудовых и социально-экономических прав своих членов.
Кроме того, Омбудсмен оценивает действия работодателей как поощрение дискриминации по признаку членства в профсоюзе, укрепление негативных стереотипов о профсоюзе или содействие созданию такой среды, которая может привести к ограничению прав членов профсоюза на дискриминационные основания.
На основании законодательства Грузии и международных соглашений, Омбудсмен поясняет, что работодатели обязаны вести переговоры с профсоюзом по трудовым и социально-экономическим вопросам, а работодатель также несет ответственность за создание необходимых условий для деятельности профсоюза. Кроме того, при проведении профсоюзом забастовки или иной акции протеста в соответствии с законом запрещается подавлять ее любым способом в ответной форме. Омбудсмен указывает, что «государства должны не только разрешать, но и практически обеспечивать возможность профсоюзам применять коллективные меры; Должно быть обеспечено право профсоюза быть услышанным и иметь возможность действовать в защиту интересов своих членов. В связи с этим подчеркивается обязанность государственных органов активно поощрять культуру диалога и переговоров в сфере экономики. Европейский суд по правам человека считает осуществление таких действий в ответ на забастовку или действия, предпринятые для защиты интересов членов профсоюза, которые могут оказать пагубное влияние на членов профсоюза или желающих вступить в него, несовместимым со свободой ассоциация. Суд принимает во внимание различные методы, используемые работодателями, которые могут отрицательно повлиять на права осуществлять профсоюзную деятельность и вести коллективные переговоры, в том числе действия, препятствующие профсоюзам сохранять членов или привлекать новых членов (например, из-за страх потенциальной дискриминации), что снижает представительный характер профсоюза».
Исходя из этого, Омбудсмен в течение 20 дней обратился с предложением к Консультативному совету Службы инспекции труда:
➢ Разработать рекомендации, направленные на надлежащую защиту коллективных трудовых прав и предотвращение дискриминации по признаку членства в профсоюзе, которые включают, среди прочего, со стороны инспекции труда:
1. Активное предоставление информации, способствующей защите коллективных трудовых прав и созданию условий труда, свободных от дискриминации по признаку членства в профсоюзах работодателей;
2. разработка руководящих принципов по предупреждению нарушений, вытекающих из коллективных трудовых отношений, и дискриминации по признаку членства в профсоюзе;
3. При проведении проверок по местам работы стратегическим направлением является определение надзора за сложившейся ситуацией с точки зрения нарушений, вытекающих из трудовых отношений, и дискриминации по признаку членства в профсоюзе.
➢ Поделиться общим предложением Омбудсмена с Ассоциацией работодателей Грузии и компаниями-членами Грузинской бизнес-ассоциации.
Объединения профсоюзов Грузии в ряде форматов диалога и сотрудничества как с работодателями, так и с государственными органами подчеркивает необходимость переговоров и социального партнерства для предотвращения коллективных трудовых споров и приветствует общее предложение Омбудсмена о том, что Служба инспекции труда должна обеспечить особый надзор за эффективным использованием коллективных трудовых прав.
Юрист Объединения профсоюзов Грузии Тамила Габаидзе защищала интересы профсоюза и членов профсоюза в текущих делах в аппарате общественного защитника.